воскресенье, 10 марта 2013 г.

Арктур, Волопас и Аркад.



АрктурАльрамехАзимехКоланца (α Boo / α Волопаса / Альфа Волопаса) — самая яркая звезда в созвездии Волопаса и северном полушариии четвёртая по яркости звезда ночного неба после СириусаКанопуса и системы Альфа ЦентавраВидимая звёздная величина Арктура составляет −0,05m. Так как Альфа Центавра состоит из двух ярких звёзд (−0,01m и +1,34m), которые ближе друг к другу, чем предел разрешения человеческого глаза, она кажется ярче для невооружённого взгляда, чем Арктур.
Красные супергиганты, такие как Арктур, являются предшественниками суперновых, нейтронных звезд и черных дыр. Таким образом, Арктур находится в последних стадиях своей жизни, как его можно воспринять с точки зрения трехмерной реальности.
Арктур является одной из самых ярких звёзд неба и поэтому найти его на небе несложно. Виден в любой точке земного шара к северу от 71° южной широты, вследствие своего небольшого северного склонения. В южном полушарии виден в северной части неба осенью, в конце лета и начале зимы; в северной Африке и в Центральной Америке он проходит близ зенита; в Европе и Северной Америке Арктур всходит на северо-востоке, проходит верхнюю кульминацию в южной части неба, и заходит на северо-западе.
Чтобы найти Арктур на небе, нужно проложить дугу через три звезды ручки ковша Большой Медведицы — АлиотМицарБенетнаш (Алькаид). Если продолжить дугу дальше, можно найти Спику — ярчайшую звезду созвездия Девы. Продолжение дуги в низких широтах указывает на созвездие Центавра.


Арктур является красным гигантом спектрального класса K1.5 IIIpe; буквы «pe» (от английского peculiar emission) означают, что спектр звезды нетипичен и содержит эмиссионные линии.
В оптическом диапазоне Арктур ярче Солнца более чем в 110 раз, полная (болометрическая) светимость Арктура с учётом инфракрасной части спектра составляет 180 солнечных.
По данным спутника Hipparcos, Арктур удалён от Земли на расстояние 36,7 световых года (11,3 парсека), довольно близко по космическим масштабам. Из наблюдений спутника предполагается что Арктур — переменная звезда, его блеск изменяется на 0,04 звёздной величины каждые 8,3 дня. Как и для большинства красных гигантов, причиной переменности является пульсация поверхности звезды.
Считается что Арктур — старая звезда галактического диска и движется в пространстве в группе вместе с 52 подобными звёздами, составляя группу Арктура. Точная масса Арктура неизвестна, но лежит в пределах от одной до полутора солнечных.
Арктур — первая звезда у которой ещё в 1718 году Эдмонд Галлей обнаружил явное движение в пространстве. Собственное движение Арктура весьма велико, больше чем у любой другой звезды первой величины за исключением α Центавра. Угловое расстояние в 30′ (видимый поперечник Луны) Арктур проходит примерно за 800 лет.
Арктур был первой звездой, которую удалось увидеть днём с помощью телескопа. Сделал это в 1635 году французский астроном и астролог Морен.
Имя звезды происходит от древнегреческого Αρκτούρος (Арктурус), «Страж Медведицы». По одной из версий древнегреческой легенды, Арктур отождествляется с Аркадом, который был помещён на небо Зевсом чтобы охранять свою мать — нимфу Каллисто, превращённую Герой в медведицу (созвездие Большой Медведицы). По другой версии Аркад — это созвездие Волопаса, ярчайшей звездой которого является Арктур.
Полагают, что эта звезда одной из первых получила свое название у древних наблюдателей, вероятно, потому, что это 4-я по яркости звезда в небе после Сириуса, Канопуса и Альфы Центавра. Арктур переводится как «Страж Медведицы», вследствие нашей близости к небесным Медведицам: Большой Медведице и Малой Медведице. Когда-то название Арктур было применимо ко всему созвездию Волопас.

Древние египтяне называли Волопас «Смат», что означало «тот, кто правит, подчиняет и управляет», а также «Бау», что значит «приходящий». Арктуру поклонялись в храмах Нила, как это было в Храме Венеры в Анконе, Италия. В Индии 13-го века Арктур называли «Свати», «Хорошим Ходоком». Древнее арабское название Арктура звучало как «Эль Харис эль Сэма», «Хранитель Небес». Халдеи отождествляли Арктур с Папсукалем, «Послом и Привратником». На Евфрате Арктур был «Пастухом Небесного Стада», или «Пастухом Жизни Небес».
По-арабски Арктур называется Харис-ас-сама', «хранитель небес».
--------------------------------------------------------------------------------------------


Волопас (лат. Boötes от греч. Βοώτης, «пахарь (на волах)»; Boo) — созвездие северного полушария неба. Наиболее благоприятные условия для наблюдения — весна и первая половина лета. Созвездие формируется большим астеризмом, определяющим его визуальный облик. Встречаются различные названия астеризма — ЭскимоВоздушный Змей или Парашют. Астеризм включает звёзды α (Арктур), ε (Ицар), δ, β, γ и ρ.
Древнее созвездие. Альтернативное название в Древней Греции — Арктофилакс («Страж медведицы», имеется в виду созвездие Большая Медведица). Включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».
Созвездие Волопаса очень напоминает по форме раскрытый парашют. Согласно римской мифологии, это созвездие связано с любовью верховного божества римлян Юпитера к Каллисто, любимой нимфе богини охоты Дианы. Чтобы соблазнить красавицу, Юпитер принял образ Дианы. От Каллисто у него родился сын Аркас (Аркад) , его еще называли Боотес (Bootes - Волопас). Своим названием он обязан близости к семи быкам (Большой Медведице). Слово "Арктур" происходит от двух греческих слов: либо arktoz (медведица) и oupoz (страж), т. е. арктур - страж медведицы, либо от Arktoz our - хвост медведицы. В древние времена Арктур считался предвестником бурь. 

Волопас – пахарь, правящий Медведицами, Большой и Малой, вокруг Полярной звезды, Поляриса. Медведицы, привязанные к Полярной Оси, тянут за собой плуг, возделывая небесные поля, «чтобы вращение небес никогда не прекращалось». Арктур легко найти, приняв во внимание, что дуга ручки ковша Большой Медведицы – часть круга, или арка, затем проследите за аркой до Арктура. В северном полушарии Арктур виден по вечерам с марта до раннего лета. 
Созвездие Волопаса ассоциируется у древних греков, с легендой – о землепашце Триптолеме. Согласно легенде, бессмертная богиня земледелия и плодородия Деметра передала Триптолему волю земли. Научив искусству земледелия, богиня вручила сыну Метиниры колос, серп и плуг и послала исполнять волю земли. Так Триптолем начал свое путешествие по миру, посвящая людей в тайны земледелия. Чтобы быстрее распространять знания, Деметра наградила сына Келея золотой возницей, запряженной драконами. Всю свою жизнь Триптолем посвятил богине Деметре и воле земли. А за свое усердие, после своей смерти сын Келея был назначен первым пахарем неба в качестве созвездия Волопаса.
По еще одной версии Волопас - имя, полученное гигантом Алкионеем за то, что он дважды похищал священное стадо быков Гелиоса.
*****

Аркад или Аркас (др.-греч. Ἀρκάς) — в древнегреческой мифологии  сын нимфы Каллисто и ЗевсаЭпоним Аркадии, исторической области в центральной части Пелопоннесского полуострова. По версии, сын Пана и Каллисто.
Когда Каллисто была беременна Аркадом, Зевс превратил её в медведицу — то ли чтобы утаить от своей ревнивой супруги Геры, то ли чтобы скрыть от Артемиды, которая была госпожой Каллисто и разгневалась бы на неё за нарушение обета целомудрия. По другой версии, увидев однажды во время купания, что Каллисто беременна, Артемида превратила её в медведицу.
После смерти матери Аркад был унесён Зевсом в Аркадию, где был отдан на воспитание одной из плеяд Майе. Либо воспитан неким этолийцем. Воспитан козопасом. По одной из версий, когда он вырос, он вторгся в Ликей и вступил в связь с матерью. Местные жители хотели принести их в жертву, но Зевс поместил их среди созвездий. По одной из версий Аркас был превращён Зевсом в звезду Арктур, по другой — в созвездие Малая Медведица. Стал созвездием Волопаса (Арктофилака). В этой версии Аркад погибает в юности, и она противоречит другим преданиям, согласно которым Аркад стал родоначальником аркадских царей.
Аркадский царь Ликаон, дед Аркаса со стороны матери, убил своего внука и угостил Зевса приготовленной из него пищей. Разгневанный громовержец опрокинул стол, испепелил молнией жилище Ликаона, а его самого превратил в волка. Затем он воскресил Аркаса.
Стал царем после Никтима. Ввел хлебопашество, научившись ему у Триптолема, также тканье одежд и обработку шерсти, научившись этому у Адриста. Страна стала называться Аркадия. Согласно Павсанию, жена дриада Эрато, сыновья Азан,Афидант и Элат, побочный сын Автолай. Разделил страну на три части между сыновьями. По версии, у него также был сын Эриманф. Также сын Трифил от Лаодамии.
Аполлодор пишет, что у Аркада было два сына — Элат и Афид, которые поделили между собой землю, но высшая власть досталась Элату. Матерью Элата и Афида Аполлодор считает либо дочь Амикла Леаниру, либо дочь Крокона Меганиру, замечая, что, согласно Эвмелу, матерью была нимфа Хрисопелия.
Аркад основал Трапезунт в Аркадии. По Гелланику, его могила в Меналии. Установил месяцы года.
Останки Аркада были перенесены из Менала (горы Меналион) в Мантинею по оракулу из Дельф, его могилу называют Жертвенник Гелиоса.

Другая версия уводит нас к легенде про Икария-винодела и его дочь Эригону. Икарий был первым, кто научился делать вино. Получив в дар от Диониса меха с вином и виноград, он погрузил это дело в повозку и поехал по всей Аттике (потому-то и Волопас!), угощая желающих и обучая их винному умению. Раз, угостив марафонских пастухов, он упоил их так, что у них стало двоиться в глазах. Решив, что их околдовали, они убили Икария. Эригона, которую на могилу отца привела собака Икария Мера (или Майра), в отчаянии повесилась, прокляв убийц. Те были найдены и казнены по подсказке оракула в Дельфах.
Так вот, по этой версии Волопас - это и есть Икарий, а верный пес и Эригона - созвездия Малый пес (или Большой) и Дева соответственно. Комментаторы объясняют связь созвездий этой области неба с их гелиакическим восходом в период сбора винограда. Вообще-то гелиакические восходы разных звезд и их сочетаний были важны в древности как календарный фактор, но все-таки это довольно произвольное объяснение.
Культурный герой Сицилии Филомел, нищий изобретатель повозки и плуга, тоже кандидат на прототип созвездия, запечатленный в нем матерью его Деметрой.

*****
Как и про любое созвездие, про Волопаса есть множество мифов:  
«Не было на Земле места, где бы ни появлялся бог Дионис. Он шествовал в венке из виноградных лоз, а за ним постоянно следовали в каком-то безумном танце пьяные сатиры и веселые, шумные менады (или, иначе, вакханки). Замыкал шествие, едва удерживаясь на осле, вечно пьяный, но весьма мудрый учитель Диониса – старик Силен. С песнями и музыкой вся эта шумная компания бродила по лесам и горам, при этом не забывая заглядывать даже в самые отдаленные селения.

Те, кто радушно принимал веселого бога и его свиту, всегда получал от Диониса щедрые награды. Первым в Аттике такую награду получил Икарий. Он гостеприимно встретил Диониса и его друзей в своем доме и угостил их от всего сердца. Прощаясь с хозяином, Дионис подарил ему мехи с вином, виноградную лозу, а также рассказал ему, как выращивать виноград и что делать с гроздьями. Икарий воспользовался советами Диониса и начал выращивать виноград. Вскоре его просторные поля зазеленели от лозы, благословляемой богом Дионисом. Гроздья на ней были тяжелыми и сочными, из них Икарий приготовил вино, как его научил Дионис. Вино получилось отменным - таким прекрасным, что всякий, кто его пробовал, становился веселым и забывал свои заботы и тревоги.

Как-то вечером, когда вернулись с полей пастухи Икария, он угостил их своим вином. Пастухи, не знавшие до сих пор силы хмеля, подумали, что хозяин отравил их. В отместку они схватили Икария и убили его, потом отнесли его тело в горы и там спрятали в глубокой расщелине. Эригона, дочь Икария, дни и ночи напролет, обливаясь слезами, искала исчезнувшего отца. Однажды она взяла с собой на поиски собаку по кличке Майра. Как ни странно, собака завела ее в горы, и там Эригона обнаружила убитого отца. Отчаяние ее было столь велико, что она повесилась. Бог Дионис покарал Аттику чумой и смилостивился лишь тогда, когда погибших стали чтить как героев. Икария, Эригону и ее собаку Майру Дионис поместил на небо. Теперь они сияют по ночам в виде созвездий Волопаса, Девы и Большого Пса».

Названием же своим созвездие Волопас обязано близости к семи быкам (Большой Медведице), то есть перевод названия Волопас - «медвежий страж» намекает на взаимное расположение трех созвездий: Волопаса и Малой и Большой Медведиц.


******

Вслед за Геликой идет, угрожая ей посохом, старец.
Может быть, то Волопас, иль Икарий, себе на погибель
Взявший от Вакха дары, и взамен утраченной жизни
В звездный одетый наряд. Очертания ярки на небе,
Но лишь один получил при рождении светоч названье –

Издавна звали Арктур звезду, что на поясе блещет.
Ниже – Девы найдешь очертанья. [...]

[...]  оставила мир навсегда справедливая Дева
И обрела в небесах то место, где с ней по соседству
Вслед за Возами идет Волопас, заходящий под утро.



Цезарь Германик (15 г. до н.э. – 19 г. н.э.). Явления.
перевод Г. Дашевского


О Волопасе существует предание, что это – Аркад, сын Каллисто и Юпитера. Рассказывают, что Ликаон разрубил его на куски и, смешав с другим мясом, предложил в качестве угощения Юпитеру, когда тот пришел к нему в гости: тем самым он хотел проверить, является ли богом тот, кто просит его гостеприимства. За содеянное зло он тотчас же подвергся тяжкому наказанию: Юпитер опрокинул стол, испепелил его дом перуном, а его самого превратил в волка. Собрав части тела мальчика и составив их воедино, он отдал его на воспитание некоему этолийцу. Когда Аркад, став юношей, охотился в лесу, он увидел, не зная того, свою мать, превращенную в медведицу. Замыслив убить медведицу, он преследовал ее в святилище Юпитера Ликейского, а всякому, вошедшему в него, наказанием, по аркадскому закону, была смерть. Поскольку их обоих ждала неотвратимая гибель, Юпитер сжалился над ними и, вознеся ввысь, поместил среди созвездий, о чем мы уже рассказали. Поэтому он, представляясь и в виде ее преследователя, и в виде ее стража, получил имя Арктофилак.
Некоторые утверждают, что это – Икарий, отец Эригоны. Рассказывают, что за справедливость и благочестие Либер передал ему вино, виноградную лозу и виноград, чтобы он научил людей возделывать его, получать плоды и пользоваться урожаем. Когда Икарий посадил виноградную лозу и неустанной заботой легко заставил ее цвести, тогда, рассказывают, в виноградник забрался козел и стал пожирать самые нежные листья. Это привело Икария в сильное негодование, и поэтому он убил его, сделал из его шкуры мех, наполнил воздухом, перевязал, бросил его среди своих друзей и заставил их плясать вокруг него. Вот почему Эратосфен говорит: «У ног Икария они впервые заплясали вокруг козла».
Другие говорят, что Икарий, получив от Отца-Либера вино, тотчас же погрузил полные меха на повозку. Вот почему его называют также Волопасом. Когда он объезжал Аттику, он дал попробовать вина пастухам. Некоторые из них пожадничали и, привлеченные дотоле неизвестным им напитком, выпили сверх меры и уснули глубоким сном, беспорядочно повалившись на землю. Они двигали руками и ногами как полумертвые, произнося непотребные слова, и поэтому остальные пастухи, решив, что Икарий опоил их товарищей отравой, чтобы угнать в свою землю их скот, убили его и бросили в колодец. По другим же свидетельствам, они закопали его под каким-то деревом. Когда спавшие пастухи проснулись, они обнаружили, что никогда еще они не отдыхали лучше, и поэтому они стали искать Икария, чтобы отблагодарить его. Его убийцы, терзаясь угрызениями совести, сразу же пустились в бегство и прибыли на остров Кеос. Тамошние жители оказали им гостеприимство и позволили беглецам построить себе на острове дома.
Что же касается Эригоны, то дочь Икария сильно тосковала по отцу, возвращения которого она не могла дождаться. Когда же она решилась отправиться на его поиски, тогда к ней вернулась собака Икария по имени Мэра, которая завывала и скулила так, что она, казалось, оплакивает смерть хозяина. Тем самым она возбудила в ее мыслях немалое подозрение о его смерти. Ведь первое, что должно было прийти в голову молодой деве, это мысль о том, что ее отец, который отсутствовал столько дней и месяцев, убит. Собака ухватила ее зубами за край одежды и привела к мертвому телу. Как только дочь увидела его, она, потеряв надежду, удрученная одиночеством и нищетой, горько оплакав его, лишила себя жизни, повесившись на том же самом дереве, под которым была могила ее отца. Собака убила сама себя, принеся собою надгробную жертву. Некоторые передают, что она бросилась в колодец, называемый Адигр, и по этой причине, рассказывают, никто впредь не пил из того колодца. Юпитер, сострадая к их злой судьбе, поместил их среди созвездий. Поэтому многие называли Икария Волопасом, а Эригону – Девой, о которой мы расскажем далее. Собака же, и от своего названья, и по своему обличью, получила имя Каникула. Поскольку она восходит раньше Большого Пса, то греки называют ее Процион. Другие же говорят, что Эригону и Икария среди созвездий поместил Отец-Либер.
Тем временем на афинской земле множество дев лишили себя жизни, беспричинно повесившись, ведь Эригона перед смертью молилась о том, чтобы тою же смертью, какую она намеревалась встретить, умирали и дочери афинян, если только они не установят причину смерти Икария и не отомстят за него. Поэтому, когда произошло вышеупомянутое событие, афиняне вопросили оракул Аполлона и получили ответ, что они должны исполнить требование Эригоны, чтобы избавиться от проклятия. Поскольку она повесилась, то они постановили подвесить на веревках доску и раскачиваться, подобно тому, как повесившийся раскачивается ветром, и это празднество они решили торжественно справлять ежегодно. Они совершали его и частным образом, и публично, назвав Алетиды, ведь Эригону, искавшую с собакой отца и вынужденную оставаться неизвестной и одинокой, называли нищенкой – греки называют их αλήτης.
Вдобавок, взошедшая Каникула пылающим зноем лишила поля и нивы кеосцев урожая, а их самих, ввергнув в мучительные болезни, заставила претерпевать наказание за Икария, – наказание за оказанное им гостеприимство убийцам. Царь кеосцев Аристей, сын Аполлона иКирены, отец Актеона, вопросил отца о том, что следует предпринять, чтобы избавить государство от бедствия. Бог повелел ему искупить обильными жертвоприношениями смерть Икария и просить Юпитера, чтобы на то время, когда восходит Каникула, он даровал ветер, который бы дул сорок дней и умерил ее зной. Аристей исполнил повеление и добился у Юпитера желаемого: в продолжение того времени стали дуть ветры этезии  (некоторые называют их «ежегодными»), ведь они ежегодно начинают дуть в определенное время; греческое слово ετοςозначает «год» по-латински. Некоторые называют их также «айтезиями», потому что они выпрошены у Юпитера, и он даровал их именно по этой причине. Впрочем, оставим этот вопрос нерешенным, чтобы о нас не подумали, что все объяснения мы приписываем себе.
Но вернемся к начатому рассказу. Гермипп, автор сочинений о небесных явлениях, рассказывает, что у Цереры был возлюбленный, Иасион, сын Электры. Многие согласны с Гомером, что именно по этой причине его поразил перун. Согласно критскому мифографу Петелиду, у них родились двое сыновей, Филомел и Плутос, и они, рассказывают, не ладили друг с другом. Плутос, будучи богат, не уступил и малой толики своего достояния брату, и поэтому Филомел был вынужден на все свои средства купить у него двух быков, и он же был первым, кто изготовил повозку. Так он хлебопашествовал и возделывал нивы и тем самым кормил себя. Его мать, дивясь его изобретению, поместила его среди созвездий в облике хлебопашца и назвала Волопасом. Рассказывают, что у него родился сын Парий, который дал свое имя паросцам и городу Парий.

Гай Юлий Гигин (около 20 г. до н.э.). Астрономия.
перевод А.И. Рубана
_________________________________________________________________


Астрология:


Образ: конь, волк или танцующий человек. Лечит лихорадки, останавливает
кровотечения.



Астрометеорология : Образ: конь, волк или танцующий человек. Лечит лихорадки, останавливает кровотечения.
Если утренний восход, Дельфина предвещает ливни и восходит Арктур, ливней не будет.
Заходящий: юго-западный ветер.
С Марсом: сильные ветра, дождь, грозы, зарницы. Если восходит или заходит — неспокойная, ветреная, часто — душная погода.
С Юпитером и под плохим влиянием Марса: ветер, град, летние грозы,теплая погода зимой — особенно, если Юпитер стационарен.
С Сатурном ветер, дождь.
Восход или заход с Солнцем, Меркурием, Марсом, Юпитером или Сатурном: ветра.

Влияние: Согласно Птолемею, обладает природой Марса и Юпитера; Аль-Видас настаивает на соединении Венеры с Меркурием.
Сулит богатство, почести, великую славу, ясность целей, успехи в мореходстве и благодаря путешествиям.
Если восходит: счастье наряду со страхами и заботами, порожденными собственным безрассудством.
В кульминации: высокий государственный сан, высокий оклад, авторитет. Одновременное соединение с Солнцем, Луной или Юпитером: несметные богатства и высочайшие почести.
Арктур - первая звезда, которую удалось увидеть днём с помощью телескопа - в 1635 г. это сделал французский астролог и астроном Морен де Вильфранш. Это также первая звезда, у которой Галилей в 1717 г. обнаружил явное движение в пространстве.
   Эклиптическая долгота Арктура практически совпадает с долготой другой яркой звезды - Спики (разница в долготе - 0°23.5'). Однако на небе эти две звезды находятся довольно далеко друг от друга.
Древнеримский астролог Манилий пишет, что рождённым в момент восхода Арктура "сама Фортуна доверит свои сокровища; они будут хранить казну королей и храмов, будут царями под властью царей, министрами государства и попечителями народа; или, как распорядители церемоний у знатных семей, будут связывать свои дела с делами чужого дома".
   Современные авторы вслед за Птолемеем связывают Арктур с энергиями Юпитера и Марса и считают его благоприятной звездой. Но при этом Кефер, отмечая, что Арктур приносит успех после препятствий, властолюбие, падение, считает, что соединение с Солнцем может дать смерть насильственную или в результате хронического заболевания. Де Люс считает, что совпад Арктура с Солнцем гарантирует успех через тяжёлую работу, друзей среди духовенства, прибыль, получаемую через учёных. Совпад с Луной, по де Люсу, сулит богатство и респектабельность, продвижение по службе и здоровье. 

Астрологическая система «12» связывает  звезду Арктур с планетой Меркурий, как посланника , состоящего на службе у Богов «высшего эшелона». Арктур – Меркурий – вестник и путешественник. Он распространяет знания и прикладные умения. Способствует успеху благодаря активной коммуникации и получению знаний. Арктур также быстр как и Меркурий - он меняет свое положение на небе гораздо быстрее всех других ярких звезд.Он движется в направлении созвездия Девы со скоростью около одного градуса за 1600 лет (следует напомнить, что 1 градус - это почти два видимых диаметра полной Луны), так что во время битвы при Гастинге он был на небе примерно на диаметр полной Луны северо- восточнее чем сейчас.

   Эбертин и Хофман связывают Арктур с установлением справедливости методом силы. По их наблюдениям, Арктур делает людей воинственными и драчливыми, особенно при соединении с Марсом или Юпитером, даёт предприимчивость, энергичность, а также обещает долговременный успех, если присутствуют гармоничные аспекты. Напротив, если имеются критические аспекты к этой звезде, благоприятное влияние ослабится, на пути к успеху будет много помех. Человек с таким влиянием, будучи вовлечённым в правовые, юридические споры, рискует потерять всё.
   Девор приводит вариант соотнесения Арктура с совместным влиянием Венеры и Меркурия и считает, что эта звезда предвещает известность благодаря независимости, а также сулит путешествия (в частности, морские), которые принесут богатство.
   Ригор указывает, что при соединении Арктура с Солнцем натива ожидают богатство, слава, большие успехи в спорте, литературе, юридической, философской и религиозной сферах. Определённые психические способности. В жизни рождённого будут взлёты и падения. Он может стать человеком, которому невозможно угодить. При совпаде Арктура с Луной у натива может быть много друзей; способность к здравому успеху, удачливость. Гармония в семье (кроме негативных гороскопов). Для таких людей деньги имеют большое значение. При соединении Арктура и Меркурия в радиксе натив в нужный момент сможет получить поддержку от друзей. В определённый период жизни произойдёт серьёзное обращение к религии. Финансовая стабильность. В случае совпада Арктура с Венерой рождённый может быть очень популярен, иметь широкий круг друзей, получить покровительство, но некоторые друзья окажутся ложными. Если в натальной карте есть конъюнкция Арктура с Юпитером, это указание на корыстного и лицемерного человека, который может выиграть от участия в общественной жизни. 
В теории системной интерпретации звёзд Д.Куталёва Арктур как альфа созвездия соотносится со стихией Огня на первом, низшем уровне проявления, а как звезда класса K связан с Солнцем. Согласно данной теории, Арктур означает необходимость сочетания мужества со знанием, активного несения новых истин миру, иначе появляется опасность стать жертвой собственных необдуманных поступков. Для людей, имеющих Арктур в гороскопе, характерны большая активность, воодушевлённость, идеализм, некоторая наивность и детская непосредственность. Такие люди зачастую обладают мощным биополем, их организм имеет резервы энергии, о которых окружающие могут и не подозревать. 

Арктур: «Высший избранный», «Отважный», «Смелый», «Владыка Смерти» и «Податель бессмертия», выглядит как золотисто-желтая звезда, 4 самых ярких звезды в небе, расположенных на левом колене Волопаса, носят название «Охрана Медведя», «Медвежий наблюдатель» и «Пастух» из-за их близости к Большой и Малой Медведицам, Ursa Major и Ursa Minor.
Арктур был известен как SMAT, «Тот, кто управляет, подчиняет, и определяет порядок», и как Bau, «Всегда-грядущий» у египтян, и известный у индусов как Ништья, «Отверженный». Арабское название «Хранитель Неба «, относится к ранней видимости звезды в сумерках в результате его великого северного наклона. Греческого название «Копьеносец», отмечает Арктур, как «меч», «копье», или «Кинжал» охотника в руке Ориона. Арктур «состояние желания», «двери нашей системы, через которые душа может путешествовать к другим звездам» (см. роман: «Путешествие на Арктур»).
Магическое изображение: лошадь, волк, или танцующий человек.
Магическое влияние: дарует богатство, почести, известность и славу; лечит лихорадки, сохраняет кровь, действует как вяжущее средство.
Магические лексемы: яшма и подорожник.
Толкование: Арктур, жрец Ориона/Осириса/Лама является трезвой, трудолюбивой, популярной личностью, склонной к религиозности и экстравагантности, но богатый, всегда начеку, заботящийся о безопасности и надлежащем поведении спутников; человек удачи и большой чести.
___________________________________________________________


Персонажи акта сотворения мира.
Тюняев Андрей Александрович, академик РАЕН

Рассматривая персонаж под именем Янус (Geminus) – близнец, обратим внимание на то, что его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома . Это и отражает расселенческий характер древнерусского общества того времени. Но в контексте мифологемы «сотворение мира» нас интересует больше всего главная ипостась Януса. В песне салиев Янус именовался «богом богов» и «добрым создателем» (I 9, 14-18), а в последствии он трактовался как «МИР» – mundus (Serv. Verg. Aen. VII 610; Macrob. Sat. I 7, 18-28), как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось (Ovid. Fast. I 104 след.). Всё это отголоски существовавшего мифа о Янусе как творце мира .
В пользу этого предположения свидетельствует древность песни салиев, высокое положение жреца Януса и то обстоятельство, что у других народов имелись древнейшие двуликие боги неба, мыслившегося как металлический свод, подобный арке Януса. Об этом же говорит связь Януса с Квирином; Янусу-Квирину якобы воздвиг храм Нума Помпилий, он же призывался фециалами при объявлении войны (Liv. I 32, 12), что могло знаменовать не только связь мира и войны, но и космического и земного порядка .
Несмотря на то, что исследователи всячески пытаются привязать культ Януса к римской общине, этот культ в римскообщинных массах распространения не получил. Исследователи объясняют такое положение высшего бога в римской общине тем, что, мол, это «обычно для древнейших космических богов-демиургов». Однако, на наш взгляд, такое объяснение неверно. Взять хотя бы сегодняшнюю параллель. У евреев высший бог Яхве – он распространён во всём еврейском обществе. У христиан Господь – тоже. Никакая община не игнорирует своего высшего бога. Почему вдруг римляне, появившиеся всего-то на исторической арене на очень короткое время (ок. 1 тысячи лет), вдруг успели не только выстроить весь свой пантеон, но и провести игнорирование его высшего бога?
Отсчёт земного календаря в древние времена можно было начать по аналогии с проистечением земных явлений природы. Янус был олицетворением максимального летнего солнца, которое находится в зените и до которого – прошлое, а после – будущее в контексте годового календаря. В астрономии, когда дела касалось больших периодов отсчёта времени, необходимо было найти тот объект на небе, который мог нести функцию летнего зенитного солнца.


Рис:  Созвездие Волопаса [Regiomontanus, 1512].

Таким объектом издревле считается звезда Арктур. Это самая яркая звезда Северного полушария неба. Арктур восходит на северо-востоке, проходит высшую кульминацию в южной части неба, и заходит на северо-западе. На территории России Арктур виден круглый год. Но наилучшие условия наблюдения – весна. Весной и до середины лета Арктур находится высоко над горизонтом в южной части неба, осенью он находится низко над горизонтом на западе. Зимой (с января) Арктур можно увидеть поздней ночью, под утро, так как на широтах Москвы Арктур заходит за горизонт менее чем на 6 часов. Осенью тоже можно увидеть Арктур под утро в лучах зари или до восхода Солнца.
Звезда Арктур находился в созвездии Волопаса. Это созвездие древнее. Как всегда лингвисты пытаются значение его имени вывести из молодых языков – латинского и греческого, которые, к тому же принадлежат к смешанным народам. В этих языках созвездие Волопас имеет латинское название – Bootes, или Custos Arcti. От последнего иногда созвездие Волопаса называют просто – Аркад. Однако интересны не сами названия, а то, что они определяют у разных народов. По-арабски Арктур называется Харис-ас-сама' и означает «хранитель небес». По-латински Волопас – Boötes имеет сокращение Boo и символ – «сторож». В Древней Греции созвездие называлось Арктофилакс – «Страж медведицы». Толкователи поясняли, что в виду имеется созвездие Большая Медведица и даже приводили в поддержку этой версии некий «древнегреческий» «миф».

Этимология некоторых астрономических терминов
Между тем, Волопас изображался с посохом (или копьём) и серпом. Согласитесь, для того, чтобы сторожить Медведицу, серп – странный снаряд. Но это «древнегреческое» объяснение такое нелепое, как, впрочем, всегда, потому, что древние греки нашего времени, то есть того времени, когда слагались все эти нелепые объяснения, уже не были греками. К этому времени Грецию давно уже завоевали семитические племена диких евреев. Они и стёрли все знания греков, а оставшиеся знания запутали, превратив в свою религию.
И вот уже реальное астрономическое явление стараниями туземцев было переформировано в религию, в которой некто под названием «бог», восседающий в образе человека на небесном теле, занимается сотворением мира – в прямом современном смысле этого слова (см. рис.2). На этом рисунке мы видим все те же три астрономических объекта: жёлтый в центре – полюс эклиптики, синий – положение оси вращения земли, красный – положение звезды Арктур. То, что на мозаике эти три объекта расположены не в одну линию, говорит лишь о том, что религиозные деятели не знали истинной сути астрономических явлений, обёрнутых в религиозную мишуру.

Но вернёмся к Арктуру и Волопасу и разберём подробнее значение его имени и его функцию на астральном небе. Корень ВОЛ, как мы уже неоднократно показывали, обозначает следующее. «В русской мифологии Велес предстаёт не столько богом и прародителем западной части Руси, сколько гораздо более значимым персонажем. Он обозначает дракона из созвездия Дракона, которое опоясало центр эклиптики и, в представлении древних руссов, является сторожем его. На русской земле это отражение астрономических знаний, у других народов – это знание осталось не понятым и превратилось в мифы и религии. Так появился миф о Кадме, убивающем дракона, о Ра, убивающем змея, о Георгии, убивающем змея и т.п., и т.д.
В своих работах мы неоднократно делали акцент на том, что наиболее древние пласты семантики образов русских божеств и мифологических героев уходят туда, где эти божества и герои предстают перед нами в образе драконов, змеев, ужей, китов и т.д. Причём, уже в мезолите (11 тыс. до н.э.) на Руси известны многочисленные изображения драконов – с головой лося и телом змеи. Позже, в неолите и бронзе образ лося-дракона перешёл по северным торговым путям во все провинции, населённые древними руссами, в том числе и тохарами, родина которых, как известно, на Руси. Кроме тохаров культ лося-оленя-дракона закрепился у скифов и сарматов, а также у других народов, которые исторически вышли с территории Руси.
То, что ВЕЛЕС ил и ВОЛОС, трансформированные позже на востоке в Ваала или Баала, в первоначальную свою пору имели драконический облик и были связаны со змеиным образом космического созвездия, закрепилось в языках в виде следующего: голландский дракон – vlieger, азербайджанский змея – ilan, крымскотатарский змея – yılan, турецкий змея – yılan, английский кит – whale, венгерский кит – bálna, голландский кит – walvis, baleno, датский кит – hval, исландский кит – hvalur, испанский кит – ballena, каталанский кит – balena, немецкий кит – Wal, Walfisch, норвежский кит – hval, baleno, польский кит – wieloryb, турецкий кит – balina, финский кит – valas, французский кит – baleine, чешский кит – velryba, шведский кит – val и др.»
Таким образом, Волпас является не пастырем волов, коих на небе просто нет. Волопас является стражем ВОЛА – дракона (ср., например, название Змиевые валы). Который, в свою очередь, хранит центр эклиптики и является ГАДОМ, то есть космическим ГОДОМ, или религиозным GODOM (богом).

Установление даты сотворения мира
На рисунке №3  мы восстановили картину, которая была видна на небе в 5508 году до н.э. В этом году состоялось уникальное астрономическое событие. На одной линии выстроились: центр эклиптики – точка, через которую проходила в то время ось вращения Земли, – ярчайшая звезда северного полушария Арктур. Почему это событие считалось уникальным? Потому что следующий раз аналогичный порядок указанные астрономические объекты займут только через 25750 лет. Последнее число составляет точное (на сегодняшний день) значение лет, за которые ось Земли совершает свою прецессию.


Рис. 3. Звёздное небо 5508 лет до н.э.

Величина периода прецессии в разных источниках даётся различной (с различным приближением, видимо, в виду того, что считается, она не несёт для обычных людей никакой практической нагрузки). В одних источниках длительность периода округлена до 26 тысяч лет. В других – дана 25800 лет. Самое точное значение периода прецессии на сегодняшнее время составляет 25750 лет.
Зная, что в 2002 году состоялась очередная смена эр – эра Рыб сменилась эрой Водолея, – то мы без труда можем подсчитать, какое событие приходится на дату «5508 лет до н.э.», а также определись, когда была дата сотворения мира. Длительность одной эры составляет 25750/12 = 2145,8(3) года. Предыдущая смена – эры Овна эрой Рыб – состоялась 2002 – 2145,8(3) = 143,8(3) год до н.э.


Рис. 2. Сотворение мира (Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика, 12 в.).

Далее, из даты 143,8(3) год до н.э. необходимо вычесть продолжительность трёх последовательных эр, то есть: 143,8(3) год до н.э. – 3х2145,8(3) = 6581,(3) год до н.э. Полученная дата – это дата смены эры Рака эрой Близнецов. Для того чтобы рассчитать дату сотворения мира, нужно найти точку зенита, то есть дату середины эры Близнецов (точку Януса). Для этого из получившегося значения нужно вычесть половину длительности эры Близнецов, то есть 6581,(3) год до н.э. – 1072,9 лет = 5508,4(3) год до н.э.
Совпадение – точнейшее!
Кроме того, подтверждением в исследуемом вопросе важности божественной геометрии служит и ещё одна миниатюра 13-го века (см. рис. 4). На ней бог изображён в качестве великого геометра, измеряющего как раз взаимное положение некоторых, важных для него, небесных тел. Эти тела показаны на миниатюре. И их вновь насчитываем три: центральное и два периферийных.


Рис. 4. Сотворение мира (миниатюра, 13 век).

Но и оно сейчас будет уточнено. Разница между 5508,4(3) и 5508 лет составляет 0,4(3) года, что в переводе десятичной дроби [(365/10)х0,43 = 15,5] в дни даёт нам ровно 15,5 дней. Последнее число привело к тому, что середина месяца сместилась с середины месяца (то есть с 15-го числа) на 1-е число, то есть на начало месяца.
Таким образом, дата «сотворение мира» имеет числовое значение 5508 год до н.э. Она привязана к событию, состоявшемуся в ночь с 15-го на 16-е июня, то есть к середине июня. А сам месяц июнь начинался за 15,5 дней до этого события. На начало месяца июня в древности приходилось начало года (начало нового Змея).

Заключение
В заключении следует сказать, что событие, именуемое в религиозной литературе «сотворение мира», на самом деле является событием астрономическим, приуроченном к конкретной дате конкретного взаимного расположения конкретных небесных тел. А именно, в дату «5508 лет до н.э.» в одну линию выстроились центр эклиптики, положение оси вращения Земли на траектории прецессии и самая яркая звезда Северного полушария – Арктур.
Это событие и стало отправной точкой древнерусского календаря. По мере распространения древних русов в страны расселения туземных народов, жрецы, владеющие астрономическими знаниями, истреблялись туземцами или метисами (семитами), знания большей частью утрачивались, а часть из них из астрономической сферы в силу непонимания была перенесена в сферу религиозную и стала основой так называемых «мировых» «религий».